21 Ноября 2024 г. Четная неделя

О лицее

Общая информация

Естественно-научный лицей — учебное заведение среднего общего образования (10 и 11 классы). Лицей основан в 1995 году Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом; в настоящее время является структурным подразделением Политехнического университета. По окончании выпускникам лицея выдается документ государственного образца.

В лицее реализуется идея непрерывного профессионального обучения, позволяющая наиболее оптимально решать многие задачи, стоящие перед современной системой образования.

Презентация к докладу Байбикова Р.А. на Ученом совете Политехнического университета (25.12.2018)

Нормативно-правовые документы, в соответствие с которыми проводится деятельность Лицея

Лучше всего о Лицее говорят результаты поступления его учеников.

ВЫПУСК   2019 года

100% учеников поступили в ВУЗЫ. На бюджет - 94%

МГУ, МИФИ, Бауманка, Политех, ИТМО, Военно-медицинская академия, ...

Подробности

Лицей ежегодно занимает высоки места в рейтинге РАЭКС

В 2020 году Лицей занял 29 место (32 место -2019 год) в Рейтинге лучших школ России по конкурентоспособности выпускников. 22 место (22 место -2019 год) в Рейтинге лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Технические, естественно-научные направления и точные науки». 8 место из Топ-20 школ Северо-Западного федерального округа по количеству поступивших в ведущие вузы России.

Концепция Естественно-научного лицея

1. Цель организации Лицея:

  • применение системного подхода к структурированию учебного материала;
  • интеграция предметов технического и естественно-научного направления;
  • учёт особенностей мышления и восприятия человека;
  • системная разработка фундаментальных естественно-научных программ базового образования;
  • реализация их в виде комплекса учебных авторских программ Лицея.

Основной результат деятельности Лицея: обеспечение элитарного уровня подготовки в физических и инженерных институтах Университета специалистов новой формации, способных к системной деятельности в науке, созданию новых видов техники, технологий, материалов, управления.

2. Основные задачи деятельности, решаемые при экспериментальной организации элитарного Лицея:

  • адаптация систем образования средней и высшей школ, исключение дублирования программ;
  • повышение уровня обучения по общеобразовательным программам в части средней школы за счёт сближения базовых программ средней школы и ВУЗа;
  • обеспечение качественно более высокого уровня подготовки студентов, а впоследствии — бакалавров и магистров Университета;
  • введение новых межпредметных курсов, отвечающих актуальным междисциплинарным проблемам в изучаемых предметах;
  • развитие творческих способностей учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;
  • построение единой картины физического мира в процессе обучения;
  • соответствие образования современному уровню развития наук, искусства, технологий, цивилизаций;
  • разработка авторских программ по вопросам взаимосвязи дисциплин математического и естественно-научного цикла;
  • повышение уровня обучающих технологий.

3. Основные методы решения перечисленных задач:

  • концептуальный анализ общеобразовательных программ школы и базовых предметов Университета;
  • интеграция предметов.

Интеграция предметов подразумевает:

  • структурирование учебного материала внутри каждого предмета;
  • межпредметные связи — структурирование материала по темам, изучаемым в различных предметах в разное время;
  • введение новых проблемных курсов на современном уровне.

4. Концепция решения поставленной цели.

Историко-структурный подход. Предлагается концепция системного подхода к структурированию учебного материала, интеграции предметов технического и естественно-научного направления. В основу полагается функциональный метод построения единой динамической информационной модели.

Историко-структурный подход позволяет:

  • анализировать процесс познания во времени — по векам, структурирование по направлениям отдельных наук;
  • установить взаимосвязь между открытиями;
  • прогнозировать возможные пути развития решения поставленных задач;
  • обосновать постановку задач и решать их на системном уровне.

В результате применения авторской концепции формируется структура личностной системы знаний учащихся, динамически развиваемая в процессе познавательной и профессиональной деятельности.

5. Основные принципы обучения:

  • принцип историко-структурной подачи материала;
  • принцип активного участия в обучении — процесс обучения как исследовательская работа;
  • принцип «Учатся все», необходимость повышения профессионального уровня преподавателей;
  • осознание единства мира вместо фрагментарного предметного знания;
  • учить думать, а не запоминать — готовить мыслителей,а не эрудитов;
  • проблемный уровень обучения — наличие проблем в изучаемом предмете, введение новых межпредметных проблемных курсов;
  • ориентация на гармоничное развитие личности;
  • соответствие образования современному уровню развития наук, искусства, технологий, цивилизаций.

6. Ожидаемые результаты:

  • подготовка высокоинтеллектуальной элиты — будущих бакалавров и магистров, способных осуществлять на системном уровне постановку и решение задач;
  • разработка и апробирование новых технологий обучения в средней и высшей школе;
  • формирование новой структуры учебных курсов и реализация их в виде авторских программ;
  • включение лицея в систему международного обмена новыми интеллектуальными технологиями обучения.