применение системного подхода к структурированию учебного материала;
интеграция предметов технического и естественно-научного направления;
учёт особенностей мышления и восприятия человека;
системная разработка фундаментальных естественно-научных программ базового образования;
реализация их в виде комплекса учебных авторских программ Лицея.
Основной результат деятельности Лицея: обеспечение элитарного уровня подготовки в физических и инженерных институтах Университета специалистов новой формации, способных к системной деятельности в науке, созданию новых видов техники, технологий, материалов, управления.
2. Основные задачи деятельности, решаемые при экспериментальной организации элитарного Лицея:
адаптация систем образования средней и высшей школ, исключение дублирования программ;
повышение уровня обучения по общеобразовательным программам в части средней школы за счёт сближения базовых программ средней школы и ВУЗа;
обеспечение качественно более высокого уровня подготовки студентов, а впоследствии — бакалавров и магистров Университета;
введение новых межпредметных курсов, отвечающих актуальным междисциплинарным проблемам в изучаемых предметах;
развитие творческих способностей учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;
построение единой картины физического мира в процессе обучения;
соответствие образования современному уровню развития наук, искусства, технологий, цивилизаций;
разработка авторских программ по вопросам взаимосвязи дисциплин математического и естественно-научного цикла;
повышение уровня обучающих технологий.
3. Основные методы решения перечисленных задач:
концептуальный анализ общеобразовательных программ школы и базовых предметов Университета;
интеграция предметов.
Интеграция предметов подразумевает:
структурирование учебного материала внутри каждого предмета;
межпредметные связи — структурирование материала по темам, изучаемым в различных предметах в разное время;
введение новых проблемных курсов на современном уровне.
4. Концепция решения поставленной цели.
Историко-структурный подход. Предлагается концепция системного подхода к структурированию учебного материала, интеграции предметов технического и естественно-научного направления. В основу полагается функциональный метод построения единой динамической информационной модели.
Историко-структурный подход позволяет:
анализировать процесс познания во времени — по векам, структурирование по направлениям отдельных наук;
установить взаимосвязь между открытиями;
прогнозировать возможные пути развития решения поставленных задач;
обосновать постановку задач и решать их на системном уровне.
В результате применения авторской концепции формируется структура личностной системы знаний учащихся, динамически развиваемая в процессе познавательной и профессиональной деятельности.
5. Основные принципы обучения:
принцип историко-структурной подачи материала;
принцип активного участия в обучении — процесс обучения как исследовательская работа;
принцип «Учатся все», необходимость повышения профессионального уровня преподавателей;
осознание единства мира вместо фрагментарного предметного знания;
учить думать, а не запоминать — готовить мыслителей,а не эрудитов;
проблемный уровень обучения — наличие проблем в изучаемом предмете, введение новых межпредметных проблемных курсов;
ориентация на гармоничное развитие личности;
соответствие образования современному уровню развития наук, искусства, технологий, цивилизаций.
6. Ожидаемые результаты:
подготовка высокоинтеллектуальной элиты — будущих бакалавров и магистров, способных осуществлять на системном уровне постановку и решение задач;
разработка и апробирование новых технологий обучения в средней и высшей школе;
формирование новой структуры учебных курсов и реализация их в виде авторских программ;
включение лицея в систему международного обмена новыми интеллектуальными технологиями обучения.