Общая информация
Естественно-научный лицей — учебное заведение среднего общего образования (10 и 11 классы). Лицей основан в 1995 году Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом; в настоящее время является структурным подразделением Политехнического университета. По окончании выпускникам лицея выдается документ государственного образца.
В лицее реализуется идея непрерывного профессионального обучения, позволяющая наиболее оптимально решать многие задачи, стоящие перед современной системой образования.
Презентация к докладу Байбикова Р.А. на Ученом совете Политехнического университета (25.12.2018)
Нормативно-правовые документы, в соответствие с которыми проводится деятельность Лицея
Лучше всего о Лицее говорят результаты поступления его учеников.
ВЫПУСК 2019 года
100% учеников поступили в ВУЗЫ. На бюджет - 94%
МГУ, МИФИ, Бауманка, Политех, ИТМО, Военно-медицинская академия, ...
Лицей ежегодно занимает высоки места в рейтинге РАЭКС
В 2020 году Лицей занял 29 место (32 место -2019 год) в Рейтинге лучших школ России по конкурентоспособности выпускников. 22 место (22 место -2019 год) в Рейтинге лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Технические, естественно-научные направления и точные науки». 8 место из Топ-20 школ Северо-Западного федерального округа по количеству поступивших в ведущие вузы России.
Концепция Естественно-научного лицея
1. Цель организации Лицея:
- применение системного подхода к структурированию учебного материала;
- интеграция предметов технического и естественно-научного направления;
- учёт особенностей мышления и восприятия человека;
- системная разработка фундаментальных естественно-научных программ базового образования;
- реализация их в виде комплекса учебных авторских программ Лицея.
Основной результат деятельности Лицея: обеспечение элитарного уровня подготовки в физических и инженерных институтах Университета специалистов новой формации, способных к системной деятельности в науке, созданию новых видов техники, технологий, материалов, управления.
2. Основные задачи деятельности, решаемые при экспериментальной организации элитарного Лицея:
- адаптация систем образования средней и высшей школ, исключение дублирования программ;
- повышение уровня обучения по общеобразовательным программам в части средней школы за счёт сближения базовых программ средней школы и ВУЗа;
- обеспечение качественно более высокого уровня подготовки студентов, а впоследствии — бакалавров и магистров Университета;
- введение новых межпредметных курсов, отвечающих актуальным междисциплинарным проблемам в изучаемых предметах;
- развитие творческих способностей учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;
- построение единой картины физического мира в процессе обучения;
- соответствие образования современному уровню развития наук, искусства, технологий, цивилизаций;
- разработка авторских программ по вопросам взаимосвязи дисциплин математического и естественно-научного цикла;
- повышение уровня обучающих технологий.
3. Основные методы решения перечисленных задач:
- концептуальный анализ общеобразовательных программ школы и базовых предметов Университета;
- интеграция предметов.
Интеграция предметов подразумевает:
- структурирование учебного материала внутри каждого предмета;
- межпредметные связи — структурирование материала по темам, изучаемым в различных предметах в разное время;
- введение новых проблемных курсов на современном уровне.
4. Концепция решения поставленной цели.
Историко-структурный подход. Предлагается концепция системного подхода к структурированию учебного материала, интеграции предметов технического и естественно-научного направления. В основу полагается функциональный метод построения единой динамической информационной модели.
Историко-структурный подход позволяет:
- анализировать процесс познания во времени — по векам, структурирование по направлениям отдельных наук;
- установить взаимосвязь между открытиями;
- прогнозировать возможные пути развития решения поставленных задач;
- обосновать постановку задач и решать их на системном уровне.
В результате применения авторской концепции формируется структура личностной системы знаний учащихся, динамически развиваемая в процессе познавательной и профессиональной деятельности.
5. Основные принципы обучения:
- принцип историко-структурной подачи материала;
- принцип активного участия в обучении — процесс обучения как исследовательская работа;
- принцип «Учатся все», необходимость повышения профессионального уровня преподавателей;
- осознание единства мира вместо фрагментарного предметного знания;
- учить думать, а не запоминать — готовить мыслителей,а не эрудитов;
- проблемный уровень обучения — наличие проблем в изучаемом предмете, введение новых межпредметных проблемных курсов;
- ориентация на гармоничное развитие личности;
- соответствие образования современному уровню развития наук, искусства, технологий, цивилизаций.
6. Ожидаемые результаты:
- подготовка высокоинтеллектуальной элиты — будущих бакалавров и магистров, способных осуществлять на системном уровне постановку и решение задач;
- разработка и апробирование новых технологий обучения в средней и высшей школе;
- формирование новой структуры учебных курсов и реализация их в виде авторских программ;
- включение лицея в систему международного обмена новыми интеллектуальными технологиями обучения.